[click here for ENG press-release in PDF]
17го июня 2019 в ЦПКиО им. Горького в Москве открыта “Презервация Тишины”
«Презервация тишины» — интердисциплинарный проект на пересечении искусства, экспериментальной архитектуры, акустической экологии и социальной инженерии.
Проект реализован в виде специальной конструкции, которая находится на территории Парка Горького (ЦПКиО им. Горького) за Большим Голицинским Прудом, на поляне.
Координаты: 55.724166, 37.597896.
Примерно 7 минут пешком от основного здания Музея современного искусства «Гараж».
Доступ в конструкцию абсолютно открытый и свободный, так как ПТ является новым типом общественного пространства.
Мы приветствуем общественные и культурные активности внутри или с вовлечением ПТ.
Никаких разрешений и согласований для этого не нужно, если в целом активность укладывается в рамки существующего законодательства и правил Парка.
Одна из идей проекта - это новый тип досуга, который может быть стимулирован новым типом общественной зоны.
На ночь ПТ закрывается по соображениям безопасности.
Время доступа - каждый день с 8 утра до 8 вечера.
Демонтировать объект планируется 31го сентября.
Проект реализован по гранту “Искусство и Технологии” Музея современного искусства «Гараж» и компании BMW Group.
тэг: #презервациятишины
Подробнее:
Для сохранения тишины в современных городах, авторы предлагают презервировать (сохранять нетронутыми) тихие места, по аналогии с архитектурным наследием. Для этого необходимо огораживать тишину специальными конструкциями.
Модели конструкций могут быть различными, их конкретное воплощение зависит от многих факторов, среди которых немаловажным является акустический раcчёт.
Проект разрабатывается с 2009 года.
Авторы используют технологии и способы раcчёта, применяемые для акустических сооружений - студий звукозаписи, концертных залов, испытательных акустических лабораторий. Однако, применяя эти техники в нестандартном контексте.
Данная модель создана в 2018-2019 годах. Сочетание специальных материалов, геометрии и конструкторско-архитектурного решения позволяют добиться высокого коэффицента эхопоглащения внутри, при этом оставляя объект открытым (без дверей и крыши).
Презервация Тишины является общественной зоной нового типа. Согражданам необходимо выработать новый тип этики взаимодействий и новые типы досуга в условиях среды, стимулирующей к максимально тихим активностям на свежем воздухе.
2009 - первый концепт (Термен-Центр МГК Чайковского)
2013 - презентация первых моделей в Институте Стрелка
2015 - этап компьютерного моделирования, презентация в 3D
2016 - построена модель в натуральную величину (шорт-лист Московской Стрит-Арт Биеннале АртМосCфера)
2018 - получен грант по программе Музея современного искусства «Гараж» и компании BMW Group.
2019 - сезонная версия конструкции установлена в Москве в ЦПКиО им. Горького.
Авторский коллектив 2018-2019:
концепт и дизайн - сергей касич
дизайн и архитектура - бюро СХЕМА
инженер-акустик - филипп сологуб
инженер-конструктор - зоран стаменкович
Личный комментарий:
сергей касич - автор концепции
Идеальным результатом для меня конечно является постоянная конструкция в черте города. И мы с командой потратили первые месяцы на поиск материалов, расчёт сметы и моделирование именно такого объекта. Были довольно интересные находки, и возможно позже я опишу подробнее историю всего проекта с технической стороны. Мы пришли к варианту использования комплексных бетонов в сочетании с определённой геометрией. Интересным был также поиск подходящих инструментов акустического моделирования, ни один из которых нам в итоге особо не пригодился.
Параллельно шёл поиск площадки и подрядчиков. Команда совершала исследования территорий и защищала презентации проекта.
Примерно к концу года стало ясно, что постоянная конструкция не состоится, если мы хотим уложиться в намеченный срок и бюджет. На этот случай, у нас заранее был готов вариант временный (сезонный), который полностью сохранял визуальную представленность проекта. Именно эта модель и стоит теперь в Парке Горького. Так что, как минимум снаружи она выглядит точно так же брутально, как выглядела бы постоянная Презервация из бетона.
Создавая сезонную модель, мы использовали частично, либо полностью биоразлагаемые материалы. Все они весьма простые. Наиболее интересным является шумопоглотитель внутри стен. Это некий новый материал на основе растительных волокон (конопли) с высоким коэффициентом звукопоглощения. 31го сентября ПТ будет разобрана и утилизована с минимальным ущербом для природы. ))
Основной сложностью проекта оказалось, как ни странно, не создание самой конструкции, а непосредственно помещение её в городское пространство. С этим было много проблем, и это основная причина, почему нам пришлось передвигать открытие на лето, и почему некоторые другие производственные этапы тоже давали сбои. Возможно, когда-нибудь я опишу и это подробнее. Вцелом, это был первый масштабный “NON-DIY” (“не самодельный”) проект, где я фактически не выполнял никаких ключевых технических задач самостоятельно, доверив их профессионалам.
Возможно ли построить полностью безэховое пространство, изолированное от внешних шумов, оставив его максимально открытым? Этот вопрос иллюстрирует идеализированную цель. И каждый раз мы приближаемся к ней настолько, насколько позволяют условия конкретного проекта.
ПТ, установленная в ПГ на данный момент не является полностью безэховой. В некоторых её зонах есть абсолютно чёткая реверберация на высоких частотах. Частично из-за двух деревьев, которые видно через верх. Частично из-за слишком толстой внутренней обивки стен. Частично из-за местами не очень качественной перфорации. Частично из-за щебня на полу. Есть также как минимум две зоны, в которых отзвук почти отсутствует. И тому, кто их обнаружит - я подарю воображаемый букет из эхопоглотительной конопли!
Хорошим, или скорее “приятным” результатом я бы назвал падение уровня шума при входе внутрь. По замерам нашего акустика Филиппа, оно в определённом спектре доходит почти до 30 ДБ. Это весьма ощутимый эффект, который слышно, аккурат, когда вы заходите внутрь. Интершум убирается так резко, будто его подровняли фейдером, при том, что опять же обращаю внимание - у ПТ нет дверей и крыши - это открытая зона. И это эффект, которого мы хотели добиться. Один из ))
Интересным результатом могу назвать поведение людей внутри. К сожалению, я смог побывать в ПТ всего несколько часов в первые дни. Пока большинство внутри не задерживается. Однако все, кто входят (даже компании детей и подростков) начинают говорить тихо, либо шёпотом. Даже если не читали описания. Работает ли здесь неожиданное присутствие другого человека, или неосознаваемый элемент визуальной “храмовости” всего дизайна конструкции, или ещё более базовый рефлекс от того самого лёгкого эффекта оглушения при входе..?
Чего бы мне хотелось: чтобы люди действительно попробовали новые варианты досуга. Если бы я оставался в Москве, я бы сделал там серию “самых тихих концертов на свежем воздухе” - такой был план когда-то. Там нет безэховости, но есть странная акустика, разная в разных зонах. Вполне можно сделать перфоманс с этим эффектом. Я бы может ещё записал импульс-респонс и разные сэмплы - как сэмпл-банк на память. Кто-то может йогой будет там заниматься..
Можно воспринять ПТ как кусок пространства, отобранный у муниципалитета, огороженный и временно насаждённый свойствами, продиктованными художником, а не какой-либо иной властной структурой. И ещё это определённый инструмент. Хорошие люди могут его использовать для хороших дел. Плохие - возможно захотят для плохих.
Завершая, благодарю всех, кто вложил свою энергию и время в этот проект. Нам помогало очень много людей. Некоторых имён я даже, к сожалению, не знаю. Всех, кого знаю - лично поблагодарил или это сделаю при встрече ))
ПТ построена для нас всех. Давайте пользоваться. Это не музейный арт-объект в традиционном понимании.
Также в принципе, всем известно, что проект создан на грант “Искусство и Технологии” Музея ГАРАЖ и компании BMW Group. И им тоже спасибо.
Всего тебе хорошего, наша первая настоящая Презервация Тишины! Постарайся пережить день ВДВ и невредимой добраться до демонтажа 31го сентября.
Ps: в проекте есть “секретный” элемент, который не указан в официальных описаниях. Вся внутренняя поверхность стен ПТ перфорирована для того, чтобы звук проходил внутрь стен и удерживался эхопоглотителем. Перфорация представляет собой комбинацию отверстий двух диаметров, которая на первый взгляд выглядит хаотичной. На самом деле это одна длинная строка двоичного кода, где нулям и единицам соответствуют те самые два вида отверстий. Двоичный код получен из трёх секунд аудио-файла интершума, записанного в точке, где сейчас установлена конструкция. Таким образом “тишина” презервирована в нашей архитектуре ещё и цифровым способом.
полное интервью команды проекта:
photos courtesy of GARAGE MCA , sergey kasich , ivan erofeev